Современные автомобили - своего рода шедевр инженерной мысли. Они быстры и экономичны, предлагают водителю и пассажирам высокий уровень комфорта и безопасности, а также способны самостоятельно реагировать на некоторые ситуации, возникающие при езде.

Но, в то же время, у таких автомобилей есть существенный минус. Водители с большим стажем прекрасно знают, что лет 10−20 назад техника «бегала» значительно дольше, чем до отказа напичканная электроникой современная. Да и поломки у старых машин случались значительно реже, нежели сейчас.

Это подтверждает и статистика: в прошлом году, например, только в России было проведено около 150 отзывных кампаний (некоторые из них были частью глобальных), которые затронули примерно 1 500 000 автомобилей разных марок и моделей.

Причины этих сервисных акций были самыми разными: от «докаток», цвет которых не соответствовал техническому регламенту, до серьёзных неисправностей в узлах и агрегатах, грозящих привести к тяжёлым последствиям.

Позавчера мы рассказали о том, как проводятся отзывные кампании. Сегодня же поговорим о том, почему их становится всё больше и больше, а также о том, как подобрать себе автомобиль, который не будет портить владельцу нервы, отбирая у него время на посещение автосервисов.

Что это: мировой заговор или желание нажиться?

Итак, почему качество современных автомобилей упало настолько, что отзываются порой самые «свежие» модели, выпуск которых только что начался?

Дело в том, что автопроизводители сейчас откровенно халтурят. Их главная цель — заставить людей продавать подержанные машины, приобретая новые. Обратите внимание: сейчас новые поколения автомобилей появляются каждые 4−6 лет, а рестайлинг выпускающихся моделей проводится каждые 2−3 года.

Соответственно, этим новым или обновлённым автомобилям нужен рынок сбыта. Как его создать? Очень просто — нужно делать автомобили так, чтобы владельцы меняли их с той же частотой, с которой проводятся обновления.

Именно поэтому современная техника долго не ездит. Представьте себе, инженеры автомобильных фирм сейчас проектируют почти все узлы и агрегаты автомобилей так, чтобы они массово выходили из строя после определённого пробега. То есть, будущие дефекты закладываются уже при конструировании.

Причина такого явления понятна: надёжность и долговечность автомобилей означают снижение спроса на них (кому нужна новая машина, если прекрасно ездит старая?). Соответственно, снижаются прибыли автопроизводителей.

Насоветовал…

Поэтому многие автоэксперты, такие, например, как британец Майк Резерфорд, предлагают снижать качество новых автомобилей. Тот же Резерфорд рассказал в интервью изданию Auto Express, что даже современные автомобили избыточно надежны (!), а это перенасыщает рынок и усложняет реализацию продукции.

По мнению Резерфорда, чтобы исправить ситуацию, производителям необходимо снизить уровень качества автомобилей — чтобы их чаще приобретали. Но автомобиль — не бутылка газировки, он стоит недёшево. Поэтому эксперт советует увеличить привлекательность покупки новой машины различными скидками.

Кстати, снижение качества, по мнению Майка Резерфорда, позволит снизить стоимость автомобилей, что благоприятно скажется на спросе. Качество, в данном случае, снизится за счёт применения более дешёвых конструкционных материалов и технологий.

Вот такие нынче пошли автоэксперты… Но и сами автопроизводители тоже не лыком шиты: не секрет, что продажа расходников и запасных частей составляет почти такую же часть их доходов, что и реализация новых автомобилей. А много ли запчастей нужно «неубиваемой тачке»? Нет, вот они и принимают меры.

O sancta simplicitas!

Другими причинами снижения качества автомобилей можно считать усложнение их устройства, а также применение новых конструкционных материалов и технологий. Даже бюджетная современная машина буквально нашпигована электроникой и различными вспомогательными устройствами.

А ведь чем сложнее техника, тем у неё больше шансов на поломку: из-за «глюков» в электронике или износа каких-то незначительных деталей. Соответственно, чем «кондовее» конструкция машины и чем меньше в ней разного «фарша», тем она надёжнее.

Где тонко, там и рвётся

Что касается материалов и технологий: в погоне за экономичностью автопроизводители значительно снизили вес машин. Это стало возможным не только благодаря применению лёгких сплавов и композитных материалов, но и за счёт облегчения всех металлических деталей.

Итогом такой экономии стало, например, то, что современный блок цилиндров, имеющий идеальную геометрию, прекрасно смазывающийся и хорошо отводящий тепло, сделан из такого тонкого металла, что изнашивается уже через 200 000 км пробега.

При этом, гильз в современных высокотехнологичных моторах нет — их заменило никасилевое покрытие на стенках цилиндров. Соответственно, «откапиталить» такой движок, захонинговав (а кое-где даже заменив) гильзы и поставив ремонтные поршни, невозможно — его надо менять.

Но стоимость нового мотора ко времени его замены будет вполне сопоставима со стоимостью автомобиля с пробегом, у которого к этому моменту наверняка «посыплется» и что-то другое. Поэтому проще будет заменить не мотор, а машину.

Именно на это и рассчитывают автомобильные фирмы, чьи конструкторы, как уже говорилось, сознательно ограничивают ресурс моторов, трансмиссий, подвесок, тормозов и всего прочего.

А ведь моторы даже советских «Жигулей» и «Москвичей», собранные зачастую трясущимися с похмелья пролетарскими руками из деталей, сделанных с допусками и посадками в «плюс-минус километр» из не самых лучших материалов и на изношенном оборудовании, при правильном обслуживании порой «пробегали» до капремонта до 700 000 км! При этом в них заливали не бензин и масло, а нечто странное, что в СССР выдавалось за горюче-смазочные материалы.

Да, современным машинам такое долголетие может только сниться… Что же теперь делать — неужели найти себе более-менее надёжный автомобиль практически невозможно?

Как избавиться от хождения по мукам выбора?

Не всё так печально — довольно-таки прочная и долговечная техника производится и сейчас. Найти её можно, например, с помощью различных рейтингов — таких, какой недавно был составлен специалистами известного американского аналитического агентства J. D. Power.

При составлении рейтинга, правда, учитывались проблемы, с которыми водители сталкивались в первые 3 года владения машиной. Но для современных реалии и это — солидный срок.

Так вот, в J. D. Power выяснили, что меньше всего хлопот своим владельцам доставляют автомобили марок KIA, Hyundai и Genesis. Затем, в порядке убывания, идут Ford, Lincoln, Chevrolet, Toyota, Lexus, Mercedes-Benz, BMW и Porsche. Да, хвалёное немецкое качество кануло в Лету, а за автопроизводителями Германии устремились и японцы…

Но такого рода рейтинги — не панацея. Их результаты, конечно, нужно принимать во внимание, но и собственный разум подключить очень даже стоит. Давайте, попробуем разобраться в том, что надо учесть, выбирая себе надёжный автомобиль.

Да здравствует здоровый консерватизм!

Если вы ищете беспроблемную машину, однозначно не стоит смотреть на новые модели — надёжность только что появившегося в продаже автомобиля можно оценивать лишь теоретически.

Поэтому следует уделить пристальное внимание моделям, долгое время находящимся в производстве (это — серьёзное подтверждение их качества) и пережившим несколько смен поколений. Они, как правило, с каждым рестайлингом становятся лучше, избавляясь от «детских болезней».

Но как быть, если довольно «свежий» автомобиль очень уж привлекает своими характеристиками и «нафаршированностью»? Тут нужно узнать срок его конвейерной жизни — с его начала должно пройти не менее 2−3 лет.

Именно за такое время, как правило, обнаруживаются и устраняются самые серьёзные проблемы. А уж то, что «вылезет» потом — исключительно дело случая, и с этим придётся смириться.

Ещё один способ найти себе машину «всерьёз и надолго» — внимательно следить за отзывными кампаниями. Тут всё понятно: чем реже объявляются сервисные акции на какую-либо модель, тем она надёжнее.

Наконец, не следует забывать о том, что сложность — враг качества. Чем меньше в автомобиле различной электроники и дополнительных устройств, тем меньше вероятность того, что он внезапно преподнесёт владельцу неприятный сюрприз.

Как видите, ничего сложного в том, чтобы подобрать автомобиль достойного качества, нет. Просто, нужно быть внимательными, и не обращать внимания на рекламу, а тем более — на сладкие песнопения автодилеров.

Их главная задача — не радость автомобилиста от удачной покупки, а наращивание объёмов продаж, поэтому главным критерием выбора должны быть именно ваши знания предмета.