Санитарно-бытовое обслуживание персонала организации является одним из требований аудитов систем менеджмента качества (требование о надлежащей среде для реализации процессов), социальных аудитов.

В нашей статье ниже затронем самые распространённые вопросы к санитарно-бытовому обслуживанию, отражающие требования законодательных и нормативных документов РФ, а также социальных инициатив.

Основные вопросы по санитарно-бытовым помещениям касаются:

Наличия правильного состава помещений и обслуживания, сюда относят комнаты/участки:

  • для смены одежды, в гардеробных комнатах кроме вешалок и шкафов для смены одежды может быть установлено оборудование для просушки одежды и обуви;
  • душевые, уборные, участки для умывания, душевые комнаты и умывальные должны быть обеспечены холодной и горячей водой, мылом, оборудованием для сушки рук. Организации, имеющие в обращении сильные загрязняющие вещества, предоставляют дополнительно специальные средства для очистки. В уборных комнатах необходимо обеспечить наличие туалетной бумаги. Внимание уделяется также наличию раздельных уборных для мужчин и женщин.
  • места для курения и приёма пищи; организация питья. Персонал во время работы должен иметь доступ к питьевой воде. Самый простой способ организации питья — установить кулеры. При этом нельзя забывать об их регулярной чистке и дезинфекции, так как требования распространяются не только на наличие оборудования, но и на предоставление воды надлежащего качества. Другой распространённый вопрос, который часто возникает у наших клиентов, в каких случаях требуется организация стационарной столовой. Руководствоваться в ответе на вопрос следует количеством персонала, одновременно работающим в организации, а именно:
    • для до 30 человек работающих необходимо предусмотреть комнату для приёма пищи;
    • для до 250 сотрудников следует организовать горячее питание. Это может быть сделано через любую кейтеринговую компанию, либо посредством обустройства собственного буфета с наличием готовых горячих блюд;
    • для организаций со свыше 250 человек в одну смену создаётся столовая с собственной кухней. Все вышеуказанные комнаты должны предоставлять безопасные условия для приёма пищи: быть оборудованными холодильниками, если предусматривается хранение пищевых продуктов; предусматривать меры по дератизации и дезинсекции;
  • для охлаждения или обогрева персонала, для отдыха. Помещение для отдыха — это не всегда и не обязательно отдельная комната. Чаще организации выделяют участки, где располагают мягкую мебель, комнатные цветы, книжки.

Наличия необходимого количества оборудования и площади помещений, обеспечение простого доступа персонала к санитарно-бытовым помещениям.

Персонал должен располагать достаточным количеством помещений и оборудования. Например, для стандартного производства с небольшим загрязнением рук персонала количество кранов должно быть рассчитано по норме — 7 человек на одну единицу оборудования; 1 душевой кран для 5–10 сотрудников смены.

Уборные, комнаты приёма пищи располагаются в близости от рабочих мест.